История моды. Стили одежды. Ретро

мода, стиль, одежда, ретро, имидж

Сарафан, или мужская одежда, ставшая женской

сарафанЕсли бы у нас была возможность перенестись в средние века, особенно в северные края России, то мы были бы несказанно удивлены тому, что там в подобии нынешних модных сарафанов ходят мужчины. Да какие – воеводы и стрельцы, приказные люди, торговцы – одним словом, народ не бедствующий.

Это, конечно, не сарафаны в современном смысле – ни оборок, ни кокетливых лямок в нем нет. Да и сарафаном называли эту одежду не так часто – больше в ходу были местные названия или общерусские: шушун, ферязь, костыч, расстегай. Со временем сарафан переродился у мужчин в кафтан, а женщины так и продолжали носить их и в будни в праздники. Естественно, что праздничные сарафаны шились из дорогой привозной ткани или из специально вытканного домашнего холста – из негрубых нитей, с тонким переплетением. Шились праздничные сарафаны из крашенины – выкрашенного холста, иногда использовалась китайка, бязь или «гумага» – хлопчатобумажная ткань. Но это, конечно, для женщин из зажиточных семей, где имелась «залежная копеечка». В крестьянстве же или среди небогатого городского населения даже в праздники в ходу были сарафаны домотканые. Но и те и другие украшались шитьем, камнями (нередко и самоцветными), бусами, на груди нашивались украшения со сканью.

Повседневный сарафан был прост, и его различия обуславливались разве что социальным и материальным положением женщины – у девиц ярче и проще, у замужних женщин скромнее по цвету, но пышнее по крою, у зажиточных женщин сарафаны были признаком достатка, у бедных – желанной мечтой. В качестве отделки использовались «снурки» или гайтаны – рукодельные, реже покупные, или вставки из ткани другой расцветки.

В сарафанах выходили замуж, многие замужние предпочитали сарафан поневе, женщина, родившая первенца, надевала сарафан особого покроя, пожилые женщины носили шушпаны – не род одежды, а тип сарафана с невшитыми рукавами.

Формы и крой сарафанов не отличались многообразием, но благодаря обычаям, традициям, климатическим условиям, различающимся по всей территории России, сохранилось немало образцов этой женской одежды, выглядящих довольно оригинально.

Окно в моду

история одежды - русский сарафанВ сущности, моды на сарафан как таковой не было – это была настолько повседневная одежда, что ее отсутствие казалось невозможным. Но так было до эпохи Петра Первого. Великий реформатор решил отказаться от русского платья, казавшегося ему неудобным, сковывающим движения. В общем-то, Петр был прав – русская традиционная одежда это одежда неспешных, несуетливых движений, спокойных, отточенных и оттого размеренных действий. Но Петру нужны были люди деятельные, могущие откинуть русскую величавость и перенять европейскую мобильность. Следовательно, нужна другая одежда: и сарафаны пропали из гардеробов городских жительниц, купецких жен и дочерей, и тем более – знати. Только старообрядцы, бежавшие от ужасов никонианского гонения, сохранили сарафаны в неизменном виде – того покроя и расцветки, который был традиционен для той местности, откуда старообрядцы пришли на Керженец, Зауралье, Беловодье.

Правление Екатерины Второй вернуло сарафан в гардеробы среднего сословия и дворянства, но того распространения как раньше он уже не получил. Носить сарафаны было скорее модно – хотя тогда этот термин не использовался. На волне интереса императрицы ко всему старорусскому приближенные старались не отставать и тоже демонтировали интерес к русским традициям. Но если вглядеться в картины того времени, то можно увидеть, что сарафаны для позировавших все равно чуждая одежда. Уже нет той простоты и легкости позы, сарафан «не сидит» на горожанках, многие из которых выглядели в нем «кутафьями».

Те сарафаны, что были тогда приличествующими для ношения отличались от старорусских. Во-первых, лямки сарафана стали уже, а вырез на груди – глубже. Все чаще сарафаны были не цельнокроеными, а отрезными – нередко юбка шилась из одной ткани, а верх – из другой. Зимние сарафаны стали шить из шерстных тканей – они, правда, были популярны у женщин старшего возраста. Постепенно интерес к русскому сарафану снизился, и он остался деревенской одеждой или летней одеждой горожанок-дачниц.

Новая история – и новый виток забвения. Сарафаны уже не отвечают современным тенденциям женской моды. Начало 20-го века подарило женщинам невиданные дотоле модели и фасоны, в том числе (как и когда-то сарафан) пришедшие из мужского гардероба. В середине века опять не до сарафанов – война, дефицит, послевоенные сложности, а сарафаны не очень-то экономны в расходовании тканей.

Да и тенденции моды тогда были другими – летом женщины упоенно носили брюки, бриджи, экспериментировали с длиной юбок – словом, до сарафана ли было!

И пришел Пьер Карден

модели сарафановОх, мсье Пьер, не из волшебного ли мира Вы пришли – иначе как Вам удалось понять, что требуется современной женщине, мечтающей об одежде, которая не требует времени на уход и подбор деталей, универсальна, сдержанна, не сковывает и не ограничивает движения, но при этом нарядна и делает женщину неотразимой.

Только чародей мог взять ставшее уже привычным прямое платье из тонкого твида, отрезать от него верх, оставив лишь широкие бретели, чуть укоротить и вывести на подиум. И, наверное, только чародейством можно объяснить совпадение популярности водолазок и батников с появлением сарафана-платья.

С того времени – а произошло это в 1965 году – сарафаны стали популярными и всесезонными.

Безусловно, как и любая другая одежда, они еще не раз переживали пик моды и падение в категорию китча. Достаточно вспомнить всплеск интереса ко всему русскому, который «спровоцировал» тот же Пьер Карден в середине семидесятых своей коллекцией «Зимние сезоны». Уже следующий весенне-летний сезон 1977-1978 годов прошел под знаком сарафана. Prada и Sonya Rykiel вывели на подиумы моделей в сарафанах «а ля рюсс», и по традиции, в том же сезоне сарафаны буквально выплеснулись на улицы городов.

летние сарафаны фотоПотом переменчивая мода обратила внимание на другое, сарафан был забыт, но тут подоспели братья Парьянт – те, что придумали бренд Naf Naf. Джинсовый комбинезон быстро превратился в джинсовый сарафан, а дальше – дело фантазии. Сарафаны из денима выглядели маскулинно – с массивными застежками, большими накладными карманами, ремнями. А в следующем сезоне они уже были кокетливо-женственными – с рюшами из шитья, ситцевыми оборками, карманами из тканей в цветочек или из шотландки.

И снова – в конце восьмидесятых-девяностых годах – сарафаны ушли с подиумов и улиц. Отношение к ним было чуть высокомерное – простенькая одежда для лета, старомодная, неинтересная. В общем, самое то для девочек и бабушек, но совершенно неподходящая для молодежи и женщин средних лет.

Назад в будущее моды прошлых веков

А потом пришел новый век, принесший новые тенденции, заставивший пересмотреть взгляды на привычные вещи. И с тех пор сарафаны стали must have – тем, что должно быть в гардеробе любой женщины.

Примечательно, что сегодня сарафаны смогут быть не только летним вариантом. Джинсовые модели носят осенью и зимой, под ними отлично смотрятся и тонкие свитера и футболки. Модели для зимы шьются из шерстяных или полушерстяных тканей, их отличает сдержанная расцветка, которую можно легко оживить блузкой или шарфиком.

сарафаны для офисаСарафаны для офиса тоже сдержанны, длиной примерно по колено и с минимумом деталей. Однако такой минимализм вовсе не означает серость. Две-три небольших детали делают офисный наряд индивидуальным и сдержанно-нарядным. Пояс или ремень, брошка или платок, застежка на бретелях (или ее имитация) – ничего сложного и вместе с тем – все в пределах дресс-кода. Клетчатые сарафаны – из тех, что представлял в своей коллекции Michael Kors тоже отлично подходят для офисов.

Сарафан для беременных – просто находка. Его уже давно оценили в Голливуде, где практически каждая звезда в период беременности носила сарафан или сарафанчик. Сдержанные по крою и расцветке сарафаны предпочитала Хайди Клум. Джессика Альба умело носила длинные сарафаны, которые очень шли ей во время беременности.

летние сарафаныЛетние сарафаны – это просто буйство фактур, цветов, принтов, фантазийного кроя. Они могут быть вязаными, сшитыми из лоскутков, струится шелком, кокетливо развеваться шифоном, нежно облегать хлопком. Комфорт, удобство, широчайший выбор фасонов – сарафан универсален. Лив Тайлер и Ева Мендес выбирают сарафаны длинные, с подчеркнутой грудью или оригинальным верхом.

Сарафан на вечеринку или прием? Запросто! Стоит посмотреть на сарафаны от Christian Lacroix или Thierry Mugler, и сразу понятно, что это вещь не на каждый день. Оригинально скроенные, со вкусом украшенные, с вышивкой или ручной росписью, или же просто сшитые идеально по фигуре – такие сарафаны достойны быть в центре внимания светского раута. Лиз Херли и Дженифер Лопез не раз надевали сарафаны на приемы, проходившие летом.

И давно уже забыто, что сарафаны для женщин в возрасте «за…» должны быть унылыми, предельно скромными и больше напоминать мешок. Голди Хоун на благотворительном приеме проекта Elephant Family показала, и шестьдесят лет – не повод забыть о сарафанах модных расцветок с оригинальным кроем.

Сарафаны есть в коллекциях всех Домов Моды и кутюрье: Max Mara, Dior, J.F. Ferre, Naf Naf, Benetton, Guy Laroch предлагают сарафаны из шелка и хлопка, шифона и сатина, однотонные и с разнообразными рисунками, украшенные самыми замысловатыми рюшами и воланами или поражающие своей простотой.

модные сарафаны фото

Зимой и летом, с открытыми плечами или с жакетом поверх, с блузкой или футболкой, дома, в офисе, на отдыхе – сарафаны незаменимы в гардеробе модниц любого возраста.


Автор: Galina Mirzakulova | Рубрика: История модных вещей | Комментарии отключены

Комментарии закрыты.