История моды. Стили одежды. Ретро

мода, стиль, одежда, ретро, имидж

Советская мода 60-х годов

Регина Збарская - эталон советской моды 60-х годов60-е годы. В западном мире бушует культурная революция. Америка уже несколько лет сходит с ума от Пресли, а в Европе начинается битломания. Вся прекрасная половина человечества оголяет до неприличия изящные ножки, мужчины начинают отращивать волосы, одежда пестрит необычно яркими красками и приобретает вызывающие формы. Взрыв культурной революции на Западе настолько сильный, что его отголосок проникает даже за железный занавес.

К этому времени лишь небольшая часть населения нашей страны имела реальное представление о том, что происходило в мире моды там – за рубежом. Для большей части страны само понятие мода вообще не существовало. Конечно же, прошедшие в Москве Международный фестиваль молодежи и студентов в 1957 году и первый показ Дома Мод Кристиана Диора в 1959-м внесли свежую струю в жизнь советских людей, но, к сожалению, «в живую» принять участие в этих событиях довелось лишь немногим гражданам СССР, остальным же пришлось знакомиться с ними через страницы газет и радиопередачи, которые в то время были насквозь идеологически политизированы. Но даже небольшой горстки очевидцев и стоявшей на улице хрущевской оттепели уже было достаточно для того, чтобы в нашей стране стали говорить о том, что было забыто на несколько лет. В нашей стране снова стали говорить о моде.

Мода 60-х в СССР – миф или реальность? Давайте оглянемся назад, чтобы в этом разобраться…

Желание красиво выглядеть существовало в человеке всегда, особенно это имеет отношение к женщинам. Несмотря на то время, в котором они живут, несмотря на социальный строй, статус и прочие факторы, женщины всегда мечтали быть обворожительными. К сожалению, в начале 60-х годов у рядовой советской женщины не было и десятой доли тех возможностей преобразиться, которые были у западных красавиц. Легкая промышленность СССР словно продолжала штамповать одежду для воинов Красной Армии руководствуясь лишь Госпланом: много, одинаково и безвкусно. Естественно, что взяться хорошей одежде на прилавках советской торговли было нереально. К тому же, сама мода и культура хорошо одеваться не приветствовалась официальной идеологией, а наиболее активные модники – стиляги преследовались уголовно по статье 58 УК за антисоветскую деятельность.

Все модные вещицы и журналы могли попадать в нашу страну только незаконно из-за границы и лишь благодаря немногочисленным загранкомандировкам дипломатов, летчикам дальней авиации и морякам. Очень редко в магазинах «выбрасывали» продукцию дружественных социалистических стран Восточной Европы, за которой моментально выстраивались многометровые очереди. Такую одежду продавали чуть ли не штучно – «отпускали по одному изделию в руки» и называли страшным словом «дефицит». Дефицитом в Советском государстве была не столько модная одежда, сколько красивая и беззаботная жизнь в целом.

советские манекенщицыНо говорить о полном отсутствии модной индустрии в СССР в 60-е годы было бы несправедливо. В те годы нашей стране было свойственно экспортировать на Запад не только природные ресурсы, но и образ счастливого человека, живущего в социалистической стране. Для большего правдоподобия советские чиновники организовывало открытые выставки достижений народного хозяйства, в том числе, и показы моды. На Кузнецком мосту существовал мифический экспериментальный цех, где создавались пусть не громкие, но шедевры моды, которым рукоплескали в 1962 году Париж, а год спустя и Рио де Жанейро. Проводились и полузакрытые показы мод, по подиуму которых дефилировали манекенщицы того времени такие как Янина Черепкова, Мила Романовская, Лилиана Баскакова, Регина Збарская, Галина Миловская. Но вернемся к моде массовой и общедоступной

Шпилька

мода на шпилькуНеизвестно точно благодаря или вопреки кому, но мировые тенденции моды в начале 60-х начинают проникать тонкими ручейками и в нашу страну. В 61-м году советские женщины впервые «знакомятся» со шпильками. Такое название получила элегантная женская обувь на высоком тонком каблуке, достигавшим в основании мизерные 6×6 или 5×5 миллиметров.

Ходить на шпильках было неудобно, они оставляли глубокие следы в свежем асфальте, из-за попадания модных каблуков в прорезь между ступеньками останавливались экскалаторы метро, но женщины упорно продолжали обувать именно остроконечные шпильки.

Наверное, не было более сексуальной униформы для женщины в 60-е годы, чем черный обтягивающий свитер, узкая юбка и обязательно шпилька. Даже зимой, даже на работу и обязательно на свидание девушки бегали на шпильках, чтобы быть блистательными и модными. Это была одна из первых жертв красоте, на которую добровольно согласились женщины 60-х годов. Кстати, некогда ультрасовременная шпилька со временем не только не вышла из моды, но и превратилась в классику.

Мода на синтетику

60-е годы запомнились всему миру моды и социалистическим модницам, в том числе, умопомешательством на почве всего искусственного. Новые ткани и новые названия: нейлон, лайкра, кримплен, винил, дралон и прочие «-лоны», «-ланы»,»-лены». Одежда из новых видов ткани считалась удобной и практичной. Она не мялась, легко чистилась и стиралась. И самое главное – она была дешевой.

Плащ Болонья

в моде плащ болоньяНачиная с 62-го года советские граждане впервые знакомятся с темно-синими итальянскими плащами Болонья. У итальянцев этот материал использовался для рабочей одежды. Нас же он покорил своей новизной и тем, что в сложенном виде одежда из такого материала почти не занимала место. В массовом сознании советских людей складывалось убеждение, что каждый уважающий себя человек должен иметь плащ Болонью. В Советском Союзе болоньевый психоз продлился целое десятилетие и породил такое немыслимое понятие во всем мире как летнее пальто. Со временем производство дождевиков, протекающих по швам и одновременно служащих парником в любую погоду, освоила и отечественная легкая промышленность.

Мода на искусственный мех

Сейчас в это поверить трудно, но в 60-е годы настал период, когда натуральный мех, для большинства населения недоступный и недосягаемый, стал казаться скучным, недемократичным и «замшелым». Мода на искусственные шубы и искусственные меха захватил абсолютно всех, даже людей имеющих возможность покупать вещи из натурального меха. Буквально на несколько лет все советские модницы облачились в шубы из искусственной норки, а мужчины стали носить шапки из искусственного каракуля. Мода на искусственный мех закончилась также внезапно, как и началась, а очередные трофеи моды пополнили ряды вечно растущих гардеробных.

Нейлоновые рубашки

В 64-м году в СССР получают распространение нейлоновые рубашки. В отличие от устаревшего хлопка, крепкий и модный нейлон казался абсолютным материалом. Рубашки из нейлона не мялись, легко стирались и, вообще, казались вечными. Самыми шикарными считалась белые нейлоновые рубашки. Типичный портрет модного молодого человека 60-х – темные брюки-дудочки, белая нейлоновая рубашка и зализанные к верху волосы.

Кримплен

мода на одежду из кримпленаВ 67-м году увидела свет одежда из нового синтетического материала – кримплена. Одежда из кримплена не мнется, ее не нужно гладить, достаточно выстирать, высушить, аккуратно развесив, и можно вещь носить снова. Существенный недостаток – электростатичность. Кримплен может искрить, трещать и липнуть к телу. С электростатичностью боролись освоив производство жидкостей-антистатиков. Самая отчаянная часть мужского населения страны употребляла антистатики в качестве крепких напитков :) . Со временем под кримплен с тиснением начинали выпускать толстые шерстяные пальтовые ткани.

Одежда из синтетических материалов – это одна из характерных черт моды 60-х, десятилетия химчисток, химических завивок и пластиковой мебели. Что ж, такое было время. Время, когда прогресс начал проникать во все сферы человеческой жизни, а новаторы пытались найти ему все новые и новые применения. Конечно, сейчас можно критически смотреть на то время и на ту моду, но именно во многом благодаря синтетике огромная часть населения нашей страны смогла получить хоть небольшое, но разнообразие своих гардеробов.

Мода на крашенные волосы

советские парикмахерскиеВ 63-м году наша страна переживает моду на крашенные волосы. В какой-то момент естественный цвет волос для модников начал казаться слишком простым и неинтересным. С этого момента волосы красят не только пожилые, чтобы скрыть седину, но и молодежь, причем не только женщины, но и мужчины.

Поскольку о наличии специализированных красок для окрашивания волос в то время не могло быть и речи, то в ход вступала изощренная выдумка советского человека. Чтобы покраситься в разные оттенки каштанового, в разных пропорциях смешивали хну и басму. Увеличивая долю басмы можно было стать жгучей брюнеткой. Осветляя волосы отваром из луковой шелухи, добивались цвета желтого, как цыплячий пух. Крайняя форма осветления волос – радикально белый цвет требовал применения не безвредных химических веществ – например, перекиси водорода. Обладательниц осветленных таким образом волос иногда в шутку называли пергидрольными блондинками.

Именно в 60-е годы получил распространение тип зрелой дамы с голубыми волосами. После мытья на голову выливали тазик с подсиненной водой, а напустить синевы можно было хоть чернилами.

В конце 60-х в продаже появились первая настоящая краска для волос из ГДР, а также первые в нашей стране оттеночные кремы для волос.

Парики

СССР в целом был страной плохих парикмахерских. В них все время применялись знакомства и предварительные записи. Появление в моде париков было как никогда кстати. Женщина с утра могла одеть парик, направить букле в нужном направлении, чуть прихлопнуть и быть потрясающей. Прическа легко снималась на ночь, легко стиралась и сушилась просто на 3-х литровой банке :) . Обладательницы париков могли ходить зимой с непокрытой головой и без всяких последствий для здоровья. Для большинства горожанок среднего класса парики были просто готовыми прическами. Естественно, что, как и большинство модных штучек, первые парики ввозились в страну спекулянтами. В основном, это были корейские модели. Позже парики появились и в магазинах, но стоили очень дорого.

Мини-юбки

Появившись в конце 60-х, мини мгновенно завоевало титул самой модной женской одежды на целое десятилетие. Там где это было возможно (в школах и техникумах) блюстители морали и председатели комсомольских ячеек по утрам измеряли длину юбок и расстояние от коленок до юбок линейками и при несоответствии отправляли учениц домой переодеваться. Короткая длина юбки порицалась, высмеивалась, запрещалась, но все было бесполезно. Буквально за пару лет, к началу 70-х, под натиском красоты оголившихся женских ножек пали запреты на длину юбок и женщины более старшего возраста могли позволить себе одеть мини. Мода на короткие юбченки, так быстро покорившая столицу и большие города, в отдаленные уголочки нашей страны доходила иногда с многолетним опозданием. Бывало, что молодая студентка, возвращающаяся на каникулы домой в сельскую местность могла быть не только высмеяна своими односельчанами, но и получить взбучку от строгих родителей.

Женский брючный костюм

женский брючный костюм

В конце 60-х наряду с мини-юбкой появилось еще одно бедствие на голову консерваторов моды. Абсолютно модным и относительно неприличным явлением становится женский брючный костюм – отголосок стиля раскрепощенности и сексуальной революции.

Крой первых костюмов, как правило, не сложный – жакет прямой или слегка приталенный, брюки прямые или слегка расклешенные, большие металлические пуговицы, воротник «Собачьи уши». Вместе с костюмом носили тупоносые туфли с толстыми и не очень высокими каблуками. Во всем этом наряде женщина выглядела этаким «матросиком».

Женский брючный костюм в СССР – это начало эмансипации. Носить брюки, не смотря на моду, осуждалось обществом как публичное женское курение. И ношение этого костюма было как вызов, как дерзость. Исполкомы запрещали появление в брюках, например, в клубах. Женщину в брюках могли не пустить в ресторан, как до этого не пускали в мини юбке. Исключением были прибалтийские республики, славившиеся своей лояльностью к прозападным тенденциям в моде и к женским брюкам в частности.

Сеть закрытых магазинов «Березка»

В 1960-е годы в нашей стране начинают проводиться выставки с участием западных фирм. Товары, представленные на этих выставках, конечно же, не были предназначены для широкой розничной продажи, а распределялись среди родственников высокопоставленных чиновников и прочей политической и бюрократической элиты.

60-е годы – это время появления первых закрытых магазинов, где по специальным талонам «распределялись» зарубежные товары, в основном, финские и австрийские. В то время вещи не классифицировали по дизайну, авторству, фирме, а исключительно по странам их экспортирующим. Итальянская, югославская, австрийская одежда и обувь автоматически считалась шикарной, польская и венгерская – классом пониже. Сеть закрытых магазинов получила название «Березка». Рядовые граждане не могли обслуживаться в этих магазинах, поскольку товары в них выдавались в обмен на боны и сертификаты, которыми выдавали часть зарплаты счастливцам, работающим за границей (представители посольств, моряки, сотрудники аэрофлота).

Мода на вязание

мода на вязаниеПоскольку в конце 60-х промышленный трикотаж безнадежно отставал от возросших запросов советских граждан, то наиболее умелая половина женского населения обратилась к науке «две изнаноночные – две лицевых»:

«Вяжем сами» становится чуть ли не самым популярным разделом в разных изданиях. Курсы кройки и шитья посещают и девочки и бабушки, иногда там можно увидеть и мужчин.

Если до тех пор самой распространенной моделью были бабушкины серые носки, то теперь рисунок усложняется – массовые издания дают советы, типа «вверху восьмерки, внизу гладко и потом вяжем резинкой». Женщины обмениваются моделями. Купить шерстяную пряжу в мотках становится проблемой. За вязанием коротают время, в том числе и на работе. Вязание в конторах и НИИ становится обычным явлением.

Наиболее продвинутые мастерицы пытаются получить модели из западных журналов, но, даже модели из обычных совковских изданий, ни чем не хуже того, что продавалось в магазинах.

Имена моды 60-х

актеры советского кино 60-х годов

На небосклоне моды 60-х годов еще не было по-настоящему ярких звезд. Да, были кумиры и, как принято называть их сейчас, секс-символы. В основном это были артисты кино и театров, которые считались эталонами красоты: Наталья Фатеева, Ирина Скобцева, Наталья Селезнева. Другие имена, имена людей, которые непосредственно несли моду на своих плечах, наша страна не знала, хотя за рубежом они были не только известны, но и популярны. Первые советские манекенщицыМила Романовская и Лилиана Баскакова производили фурор на подиумах, ими восхищались выдающиеся модельеры Запада. Регину Збарскую Феллини называл русской Софии Лорен, а Галине Миловской предлагали сниматься для американского Vogue. К сожалению, популярные на Западе и малоизвестные на Родине (имена манекенщиц не афишировались ни на показах, ни в журналах), многие из них были вынуждены покинуть Советский Союз.

показ мод

В 1965-м году произошло событие, о котором просто нельзя не упоминуть, освещая тему моды в СССР. Во Всесоюзный дом моделей пришел работать Вячеслав Зайцев. Это был первый мужчина в только зарождающемся советском модном бизнесе. Талантливый художник, нестандартный дизайнер, интересующийся современными западными модными тенденциями. Ему удалось воплотить прогрессивные идеи западной моды в оригинальном стиле, адаптированном под существующую действительность. Зайцев стал первым и главным модельером в СССР. У него стали одеваться наши звезды. Многие образы, созданные им в конце 60-х пережили не одно десятилетие.

Подводя итог, хочется сказать, что 60-е годы в СССР – это уникальное десятилетие. И уникально оно, прежде всего, тем, что именно в это время впервые пробуждается массовый интерес к такому явлению как мода. Взрыв культурной революции хоть и с опозданием, но проник за железный занавес, повлияв на умы молодого поколения.

Это десятилетие подготовило почву для появления новых личностей и новых маленьких шедевров в масштабах отдельной страны. А 70-е годы стали не менее интересным десятилетием в истории советской моды.


Автор: Casual | Рубрика: Советская мода | комментариев: 9

Комментарии (комментариев: 9)

Олеся 14.09.2009 в 12:12

Спасибо, кое-что открылось, но хочется узнать побольше, т.к в эту субботу будет вечеринка в стиле 20-30хх, хочу подобрать чёрно -белый наряд поправдивее к тем временам

Юлия 20.05.2011 в 0:54

Ну да, ничего не было, всё запрещалось… Только отчего-то смтрю на старые мамины фотографии и вижу на них очень стильную девушку, то в брючном костюме, то в платье английского производства (оно, кстати, до сих пор сохранилось). А жила она, между тем, в небольшом городе под Киевом. И родители ее были простыми гражданами. А бабушка имела кучу модных журналов и шила отличные вещи по выкройкам из них… Только автору статьи, видно, не повезло…

Кристина 18.02.2012 в 19:49

Интересно, но много почти непеределанного Парфенова (Намедни). И не только его, наверное

Арина 10.03.2012 в 15:35

Согласна с Юлией.
Особенно порадовало то, что в России НЕ БЫЛО НАСТОЯЩИХ ТКАНЕЙ!!!
Советский союз был огромным государством, с развитой легкой промышленностью, и НЕ БЫЛО!
Было. все было! И качественно и доступно! Моя мама всегда модно одевалась, папа носил брюки клеш, длинные волосы и бороду, при чем был секретарем комсомольской организации. Когда на заводе какой-то придурок высказался про внешний вид его и его товарищей –
профсоюз отстоял право молодежи модно одеваться.
В общем статья – бредни гламурной дуры, прозомбированной твящиком.

Орландо 04.04.2012 в 16:27

В 60-е годы люди одевались модно, только мода была другая. Девушки одевались женственно, а парни спортивно и мужественно. И модельеры тогда были гетеросексуальными. Поэтому у них не было подсознательного желания изуродовать женщину. Что, увы, происходит сегодня. А какая была мужская обувь! И все натуральное!

Syntagma 15.07.2012 в 17:07

Автор, нужно лучше разбираться в том, что ваяете и выставляете на всеобщее обозрение. «тканей не было»… ткани были такие, какие сейчас и не снятся. В статье правды процентов на 30, не более. Моя мама запомнилась мне красоткой в шикарных льняных брючных костюмах и шёлковых мини-платьях, всё это до сих пор живо – такие плохие были ткани))) И потом – ну поймите вы, наконец разницу между «одеть » и «надеть» , и предлог «несмотря на» пишется именно так, «не» – как приставка, вместе. Мелочь, скажете? Нет, в сочетании с откровенными мифами о жизни в СССР, которыми забиты головы молодых невежд, совсем не мелочь, а показатель общего низкого культурного уровня. Увы… а сайт об истории моды был бы интересен многим.

Инна 28.04.2013 в 21:17

Полная чушь,похоже на заказную антисоветскую статью.Я жила в те годы,поступала в институт,училась.Мало того,что покупали свободно журналы мод Москва,Ленинград,так ещё была возможность выписывать по почте журналы,что мы и делали и журналы каждого выпуска аккуратно присылались наложеннымплатежом.И ткани были натуральные,каких теперь и не найдёшь,и обувь на шпильке мы одевали уже на выпускной в 64г.И волосы красили как оттеночными шампунями ГДР(лондестон,дондаколор и др.)так и натуральными красками,это было предпочтительнее.Кстати,лук давал не бледный цвет,а оранжево-красноватый,вспомните хотя бы крашеные яйца на пасху.Пальто покупали в магазине,был даже магазин от Дома моделей,где всегда продавались небольшие партии новых моделей.А маникенщицы были известны,о них даже были заметки в журналах мод.А трикотажных ателье сколько было,там шили одежду на заказ из шёлкового трикотажа или из шерстяного,можно было выбрать фасон.И сами вязали,шерсть покупали спокойно,правда в то время ассортимент был не такой богатый,потому что не было ни акрила,ни другой искусственной пряжи.И никто не следил за длиной наших юбок,и носили мы брючные костюмы,даже деревенские девчонки.Прежде,чем писать такую чушь и позориться,поговорил бы с людьми того поколения,а то делают из нас каких-то дебильных монстров,лишь бы показать,как плохо жили в СССР.А МЫ ЖИЛИ НЕ ПЛОХО.

Вера 02.12.2013 в 19:10

Чего не было, так этого китайского тряпочного дерьма, женщины в основном шили одежду у портних,
и каждое платье можно было назвать шедевром…..

Елизавета 12.05.2014 в 0:40

В советских магазинах действительно не было модных в ту эпоху синтетических тканей. Натуральные хлопок, шифон шерсть и шелк продавались в каждом магазине… но их брали рулонами лишь иностранцы. привозившие в СССР синтетику. Столь ж е печальна я участь поджидала и прекрасные шерстяные нитки для вязания: они пылились на полках, а модницы гонялись за синтетическим мохером . Качество готовых изделий советской промышленности оставляло желать лучшего. Но автор забыл упомянуть о том, что модные синтетические ткани было легко купить у спекулянтов. А почти в каждом доме жила портниха. шившая нашим мамам оригинальные модные наряды. Это сегодня портних мало. А в СССР их были тысячи. И стоимость услуг портнихи была пропорциональна ее навыкам. талантам и связям. Многие советские портнихи имели знакомых вышивальщиц, вязальщиц, спекулянток. На заказ шили всё – даже одежду для маленьких детей, комбинации. трусики и бюстгальтеры. Правда. на пошиве бюстгальтеров и трусиков обычно специализировались отдельные портнихи. Модная одежда не только шилась, но и перешивалась из старых нарядов. Впрочем. ширпотреб тож е шел в дело. Консервативные советские юбки укорачивались и превращались в модные мини :-) Некоторые изобретательные дамы умудрялись создавать сарафаны и топики из старомодных мужских кальсон, которыми были завалены все магазины. Не менее важным человеком в СССР был сапожник. Сапожников было намного меньше. чем портних. Но и они вносили свою лепту в пополнение гардероба советских граждан. Одежда, сшитая по индивидуальному заказу, хорошо сидела, подчеркивала достоинства и скрывала недостатки. Именно поэтому наши мамы не слишком изнуряли себя физкультурой и диетами